Задачи:
Познакомить учащихся с разнообразием шляпочных грибов, их строением, размножением, питанием.
Научить отличать съедобные грибы от ядовитых. Объяснить правила сбора грибов, выявить роль шляпочных грибов в жизни животных и человека.
Познакомить с правилами оказания первой медицинской помощи при отравлениях грибами. Учить бережному отношению к природе.
Методы и приёмы: Беседа, рассказ, игра.
Форма обучения: Групповая, индивидуальная, парная.
Оборудование и формы наглядности: Изобразительная форма наглядности: открытки, карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов, грибы-муляжи на «лесной поляне», таблица, плакат «Календарь – феноиндикатор», влажные препараты шляпочных грибов.
Пояснительная записка
Познавательное значение темы «Царство грибов» заключается, прежде всего, в том, что у учащихся расширяется понятие о многообразии живых организмов, выясняется вместе с тем огромное народнохозяйственное значение грибов, выявляется возможность разведения некоторых в искусственных условиях.
Воспитательные элементы и практическое значение в теме: Грибы – ценный продукт питания. Ежегодно в армию сборщиков вливается немало начинающих грибников. Поэтому так важна пропаганда лесных знаний, изучение лесного царства. Привлечь к сбору съедобных грибов тех, кто не увлекался раньше этим интересным и полезным занятием. Полюбить русский лес и бережно относиться к лесным богатствам.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Рассказ педагога о морфологическом строении шляпочного гриба, размножении, питании.
- Беседа о самых распространённых съедобных грибах своего региона.
- Ядовитые грибы и первая помощь при отравлениях.
- Правила сбора грибов.
- Закрепление темы. Выводы.
Ребята, на сегодняшнем занятии мы продолжим изучать тему «Царство грибов». Но сегодня мы познакомимся со грибами.
Вот и гриб-боровик.
И красив он и велик
В толстой шапке набекрень,
Ножка крепкая, как пень.
Белый гриб – шедевр природы, недаром в народе ему дано название «царь грибов». Сильный аромат сушённых белых грибов несравним ни с каким другим, и сохраняется во всех приготовленных блюдах. По питательности и вкусовым качествам, содержанием витаминов превосходит другие грибы. Его относят к грибам первой категории. Старые березняки, ельники, дубравы – вот его излюбленные места. Если вы нашли белый гриб не спешите дальше, а ищите по близости второй. Они растут по кругу, у них есть приметные спутники. Замечайте, где черника, вереск, муравейники, красные мухоморы, там и белые, чаще к северу в тени дерева. Белым гриб назван потому, что нижний слой шляпки белый и остаётся таким после сушки, а у других грибов темнеет.
Строение шляпочного гриба
Вегетативное тело гриба – мицелий. Мицелий состоит из системы ветвящихся тонких белых нитей – гиф. Гифы над поверхностью почвы образуют плодовое тело (шляпка + пенёк). Отсюда название - шляпочные грибы. В почве сплетение гиф образует грибницу. Она является главной частью гриба. В шляпке нити образуют два слоя – верхний, покрытый кожицей, окрашенный разными пигментами, и нижний. У трубчатых грибов нижний слой плодовых тел пронизан многочисленными трубочками. Например: у подберёзовика, белого гриба, маслёнка. У пластинчатых грибов нижний слой плодовых тел покрыт пластинками. Например: у рыжика, груздя, лисичек.
Размножение
Шляпочные грибы размножаются грибницей и спорами. Споры созревают в трубках или на пластинках шляпки. Споры разносят насекомые, животные, ветер. Многие позвоночные животные в той или иной мере ориентированы на питание грибами. Это белки, мелкие мышевидные грызуны, птицы. Последних, скорее всего, привлекают не сами грибы, а личинки насекомых, которыми они питаются, расклёвывая плодовые тела грибов. Не переваривающие в пищеварительных органах споры животных выбрасываются наружу с помётом. Они прорастают во влажной почве. Из них развиваются нити грибницы. Грибница растёт медленно. Накопив запасы питательных веществ, образует плодовое тело.
Питание
В клетках грибов нет хлорофилла, и органические вещества из неорганических не образуются. Они питаются готовыми органическими веществами. Нити грибницы оплетают корень и даже проникают внутрь его. Гриб поглощает из почвы воду, минеральные вещества и отдаёт их дереву. А взамен получает органические вещества. Шляпочные грибы образуют симбиозы с корнями деревьев – микоризы (осина – подосиновик, берёза – подберёзовик). Поэтому каждый грибник ищет их в определённых лесах.
«Ребята! Давайте вспомним знакомые вам грибы и познакомимся с новыми».
Стройный и румяный
На лесной поляне
Посреди осинок
Стоит ……… (Подосиновик)
Под тенью сосен
Растёт под осень
Меж игол рыжих
Пахучий ………… (Рыжик)
Не спорю, не белый –
Я, братцы, попроще
Расту я обычно в
Берёзовой роще …… (Подберёзовик)
С пеньком рядом
Целым отрядом
Стоят … …
На ножках тонких. (Опята)
Под старой елью
Они засели
Влажные, липкие,
Словно улитки. (Маслята)
Рыжие ушки с лисьей макушки
В травке лежат для малых ежат. (Лисички)
Словно в праздничных косынках,
Разбрелись в лесу подружки-говорушки.
Так говорят о сыроежках, так как их несколько видов (шляпки разного цвета).
Ядовитые грибы
При сборе грибов каждый из вас должен уметь отличать ядовитые грибы от съедобных. В природе много грибов-двойников: ложные лисички, ложные опята, желчный гриб. Ложные лисички красновато-оранжевого цвета, шляпка ровная. Из надломленной шляпке выделяется белый сок. У ложных опят пластинки зеленоватые, на ножке нет плёнчатого кольца, в отличие от съедобных опят. Желчный гриб похож на белый, но верхняя часть его ножки покрыта рисунком в виде чёрной сетки, а мякоть на изломе краснеет.
В ней содержится самый сильный яд. Съеденный кусочек гриба сильнее укуса змеи. Узнать её не трудно. Ножка у неё будто вылезает из горлышка широкого горшочка. Цвет шляпки белый, бледно-зелёный. В верхней части ножки, как и у мухомора, есть плёнчатое кольцо.
Красный мухомор, к счастью, не похож ни на один съедобный гриб. У этого красивого гриба красная шляпка с белыми хлопьями на поверхности, на верху ножки - белое плёнчатое кольцо.
Первые признаки отравления
Тошнота, рвота, боли в животе проявляются через 2-4 часа после употребления грибов.
О том, что необходимо иметь на случай, если уберечься от отравления грибами не удалось:
- вызвать скорую помощь (врача)
- средство для восстановления солевого баланса - обильное питьё
- активированный медицинский уголь
- антибиотики
Учитывая сложную, часто не благополучную экологическую обстановку и тот факт, что грибы активно впитывают и накапливают в себе различные вещества, в том числе и ядовитые (пестициды, соли тяжёлых металлов) необходимо знать о том, что грибы надо тщательно обрабатывать и собирать в определённых местах.
Правила сбора грибов
- никогда не вырывайте грибы с грибницей.
- трубчатый гриб выкрутить или срезать ножом ближе к почве, присыпать листьями и хвоёй, чтобы грибница не сгнила.
- не собирайте неизвестные вам грибы, не пробуйте на вкус.
- нельзя собирать старые и червивые грибы в них яд.
- нельзя собирать грибы вдоль автодорог, надо углубиться в лес на 300-500 м. от автострад.
- срезанные грибы очищай руками или ножом, в корзину клади их шляпками в низ.
- нельзя собирать грибы в мешки, рюкзаки т. к. они крошатся. Лучше использовать корзины.
- не срывайте грибы зря: ими питаются многие животные.
Закрепление темы
Анаграмма (биологический словарный диктант)
Г - Ф - ;
М - К- - - За;
ГР - Б - - Ц-;
ПЛ - Д - - - Е Т - - О;
кажно; (Переставьте местами буквы)
кашялп;
Ответы: гифы, микориза, грибница, плодовое тело, ножка, шляпка.
Загадка:
Под деревцем, под осинкой, стоит мальчик- с - пальчик, на нём сер кафтанчик, красна шапочка. (подосиновик)
Игра « Счастливое лукошко»
Правила игры: Выбрать с лесной поляны 2-3 съедобных гриба. Определить их. Положить в корзину, соблюдая правила сбора. Показать встретившиеся ядовитые грибы. Передать корзину другой паре участников (группа учащихся вместе с руководителем отмечает ошибки, если они есть, выбирает следующую пару грибников, и отправляет их на станцию «Грибоград»).
Задание «Лишняя картинка»
Изображены 3 трубчатых гриба и 1 пластинчатый, например: белый, рыжик, маслёнок, подберёзовик. Найдите лишнюю картинку из четырёх. Почему вы считаете, что она лишняя? Каким общим понятием можно назвать 3 оставшихся гриба? (Трубчатые грибы)
Задание «Недостающий гриб»
Изображены 6 грибов из них 4 съедобных ,1 ядовитый и 1 гриб - пеницилл, например: подосиновик, лисичка, опята, груздь, бледная поганка и ?
Какую картинку из расположенных в нижнем ряду вы перенесли бы в верхний ряд вместо знака вопроса. Почему именно эту картинку? (Ядовитый гриб, съедобные грибы)