Задачи:

Познакомить учащихся с разнообразием шляпочных грибов, их строением, размножением, питанием.

Научить отличать съедобные грибы от ядовитых. Объяснить правила сбора грибов, выявить роль шляпочных грибов в жизни животных и человека.

Познакомить с правилами оказания первой медицинской помощи при отравлениях грибами. Учить бережному отношению к природе.

Методы и приёмы: Беседа, рассказ, игра.

Форма обучения: Групповая, индивидуальная, парная.

Оборудование и формы наглядности: Изобразительная форма наглядности: открытки, карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов, грибы-муляжи на «лесной поляне», таблица, плакат «Календарь – феноиндикатор», влажные препараты шляпочных грибов.

Пояснительная записка

Познавательное значение темы «Царство грибов» заключается, прежде всего, в том, что у учащихся расширяется понятие о многообразии живых организмов, выясняется вместе с тем огромное народнохозяйственное значение грибов, выявляется возможность разведения некоторых в искусственных условиях.

Воспитательные элементы и практическое значение в теме: Грибы – ценный продукт питания. Ежегодно в армию сборщиков вливается немало начинающих грибников. Поэтому так важна пропаганда лесных знаний, изучение лесного царства. Привлечь к сбору съедобных грибов тех, кто не увлекался раньше этим интересным и полезным занятием. Полюбить русский лес и бережно относиться к лесным богатствам.

 

Ход занятия

 

  1. Организационный момент.
  2. Рассказ педагога о морфологическом строении  шляпочного гриба, размножении, питании.
  3. Беседа о самых распространённых съедобных грибах своего региона.
  4. Ядовитые грибы и первая помощь при отравлениях.
  5. Правила сбора грибов.
  6. Закрепление темы. Выводы.

  

Ребята, на сегодняшнем занятии мы продолжим изучать тему «Царство грибов». Но сегодня мы познакомимся со грибами.

 

Вот и гриб-боровик.

И красив он и велик

В толстой шапке набекрень,

Ножка крепкая, как пень.

 

Белый гриб – шедевр природы, недаром в народе ему дано название «царь грибов». Сильный аромат сушённых белых грибов несравним ни с каким другим, и сохраняется во всех приготовленных блюдах. По питательности и вкусовым качествам, содержанием витаминов превосходит другие грибы. Его относят к грибам первой категории. Старые березняки, ельники, дубравы – вот его излюбленные места. Если вы нашли белый гриб не спешите дальше, а ищите по близости второй. Они растут по кругу, у них есть приметные спутники. Замечайте, где черника, вереск, муравейники, красные мухоморы, там и белые, чаще к северу в тени дерева. Белым гриб назван потому, что нижний слой шляпки белый и остаётся таким после сушки, а у других грибов темнеет.

 

 Строение шляпочного гриба

Вегетативное тело гриба – мицелий. Мицелий состоит из системы ветвящихся тонких белых нитей – гиф. Гифы над поверхностью почвы образуют плодовое тело (шляпка + пенёк). Отсюда название -  шляпочные грибы. В почве сплетение гиф образует грибницу. Она является главной частью гриба. В шляпке нити образуют два слоя – верхний, покрытый кожицей, окрашенный разными пигментами, и нижний. У трубчатых грибов нижний слой плодовых тел пронизан многочисленными трубочками. Например: у подберёзовика, белого гриба, маслёнка. У пластинчатых грибов нижний слой плодовых тел покрыт пластинками. Например: у рыжика, груздя, лисичек.

 

Размножение

Шляпочные грибы размножаются грибницей и спорами. Споры созревают в трубках или на пластинках шляпки. Споры разносят насекомые, животные, ветер. Многие позвоночные животные в той или иной мере ориентированы на питание грибами. Это белки, мелкие мышевидные грызуны, птицы. Последних, скорее всего, привлекают не сами грибы, а личинки насекомых, которыми они питаются, расклёвывая плодовые тела грибов. Не переваривающие в пищеварительных органах споры животных выбрасываются наружу с помётом. Они прорастают во влажной почве. Из них развиваются нити грибницы. Грибница растёт медленно. Накопив запасы питательных веществ, образует плодовое тело.

 

Питание

В клетках грибов нет хлорофилла, и органические вещества из неорганических не образуются. Они питаются готовыми органическими веществами. Нити грибницы оплетают корень и даже проникают внутрь его. Гриб поглощает из почвы воду, минеральные вещества и отдаёт их дереву. А взамен получает органические вещества. Шляпочные грибы образуют симбиозы с корнями деревьев – микоризы (осина – подосиновик, берёза – подберёзовик). Поэтому каждый грибник ищет их в определённых лесах.

 

«Ребята! Давайте вспомним знакомые вам грибы и познакомимся с новыми».

 

Стройный и румяный

На лесной поляне

Посреди осинок

Стоит ………      (Подосиновик)

 

Под тенью сосен

Растёт под осень

Меж игол рыжих

Пахучий …………     (Рыжик)

 

Не спорю, не белый –

Я, братцы, попроще

Расту я обычно в

Берёзовой роще ……  (Подберёзовик)

 

С пеньком рядом

Целым отрядом

Стоят … …

На ножках тонких.    (Опята)

 

Под старой елью

Они засели

Влажные, липкие,

Словно улитки. (Маслята)

 

Рыжие ушки с лисьей макушки

В травке лежат для малых ежат. (Лисички)

 

Словно в праздничных косынках,

Разбрелись в лесу подружки-говорушки.

Так говорят о сыроежках, так как их несколько видов (шляпки разного цвета).

 

Ядовитые грибы

При сборе грибов каждый из вас должен уметь отличать ядовитые грибы от съедобных. В природе много грибов-двойников: ложные лисички, ложные опята, желчный гриб. Ложные лисички красновато-оранжевого цвета, шляпка ровная. Из надломленной шляпке выделяется белый сок. У ложных опят пластинки зеленоватые, на ножке нет плёнчатого кольца, в отличие от съедобных опят. Желчный гриб похож на белый, но верхняя часть его ножки покрыта рисунком в виде чёрной сетки, а мякоть на изломе краснеет.

В ней содержится самый сильный яд. Съеденный кусочек гриба сильнее укуса змеи. Узнать её не трудно. Ножка у неё будто вылезает из горлышка широкого горшочка. Цвет шляпки белый, бледно-зелёный. В верхней части ножки, как и у мухомора, есть плёнчатое кольцо.

Красный мухомор, к счастью, не похож ни на один съедобный гриб. У этого красивого гриба красная шляпка с белыми хлопьями на поверхности, на верху ножки - белое плёнчатое кольцо.

Первые признаки отравления

Тошнота, рвота, боли в животе проявляются через 2-4 часа после употребления грибов.

О том, что необходимо иметь на случай, если уберечься от отравления грибами не удалось:

  • вызвать скорую помощь (врача)
  • средство для восстановления солевого баланса - обильное питьё
  • активированный медицинский уголь
  • антибиотики

Учитывая сложную, часто не благополучную экологическую обстановку и тот факт, что грибы активно впитывают и накапливают в себе различные вещества, в том числе и ядовитые (пестициды, соли тяжёлых металлов) необходимо знать о том, что грибы надо тщательно обрабатывать и собирать в определённых местах.

 

Правила сбора грибов

  • никогда не вырывайте грибы с грибницей.
  • трубчатый гриб выкрутить или срезать ножом ближе к почве, присыпать листьями и хвоёй, чтобы грибница не сгнила.
  • не собирайте неизвестные вам грибы, не пробуйте на вкус.
  • нельзя собирать старые и червивые грибы в них яд.
  • нельзя собирать грибы вдоль автодорог, надо углубиться в лес на 300-500 м. от автострад.
  • срезанные грибы очищай руками или ножом, в корзину клади их шляпками в низ.
  • нельзя собирать грибы в мешки, рюкзаки т. к. они крошатся. Лучше использовать корзины.
  • не срывайте грибы зря: ими питаются многие животные.

 

Закрепление темы

 

Анаграмма (биологический словарный диктант)

Г - Ф -  ;

М - К- - - За;

ГР - Б - - Ц-;

ПЛ - Д - - - Е    Т - - О;

кажно; (Переставьте местами буквы)

кашялп;

Ответы: гифы, микориза, грибница, плодовое тело, ножка, шляпка.

 

Загадка:

Под деревцем, под осинкой, стоит мальчик- с - пальчик, на нём сер кафтанчик, красна шапочка. (подосиновик)

 

Игра « Счастливое лукошко»

Правила игры: Выбрать с лесной поляны 2-3 съедобных гриба. Определить их. Положить в корзину, соблюдая правила сбора. Показать встретившиеся ядовитые грибы. Передать корзину другой паре участников (группа учащихся вместе с руководителем отмечает ошибки, если они есть, выбирает следующую пару грибников, и отправляет их на станцию «Грибоград»).

 

Задание «Лишняя картинка»

Изображены 3 трубчатых гриба и 1 пластинчатый, например: белый, рыжик, маслёнок, подберёзовик. Найдите лишнюю картинку из четырёх. Почему вы считаете, что она лишняя? Каким общим понятием можно назвать 3 оставшихся гриба? (Трубчатые грибы)

 

Задание «Недостающий гриб»

Изображены 6 грибов из них 4 съедобных ,1 ядовитый и 1 гриб - пеницилл, например: подосиновик, лисичка, опята, груздь, бледная поганка и ?

Какую картинку из расположенных в нижнем ряду вы перенесли бы в верхний ряд  вместо знака вопроса. Почему именно эту картинку? (Ядовитый гриб, съедобные грибы)

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика