Задачи:

Образовательные:

Расширить знания учащихся об овощных культурах, условиях их жизни, познакомить с основными центрами происхождения овощных растений, систематизировать представления учащихся о происхождении овощных растений.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к растениям.

Развивающие:

Развивать у детей речь, память, внимание, творческое мышление и творческую инициативу.

Форма обучения: кружковое занятие

Методы обучения:

  • словесные (рассказ с элементами поисковой беседы, игра-путешествие);
  • наглядные (демонстрация иллюстративного материала и натуральных объектов);
  • практические (работа с контурными картами)

Методические приемы:

  • логические (сравнение, выявление признаков, выводы, обобщения);
  • организационные (работа групповая, индивидуальная)
  • технические (видеофильм, музыкальное сопровождение)

Оборудование:

карта растительности мира, карта-схема «Центры происхождения культурных растений», дидактические карточки, натуральные объекты овощных культур, влажные препараты, контурные карты.

Литература к занятию:

  1. Балабанова В. В. Предметные недели в школе. М.: Из-во Учитель, 2001
  2. Головкин Б. Н. Рассказы о растениях переселенцах. М.:Просвещение, 1984
  3. Луконина Н. Сценарии о природе. М.: Айрес Пресс. 2003.
  4. Надеждина Н. Вокруг света по стране Легумии. М.: Дет. лит., 1994
  5. Небесный С. Юным овощеводам. М.: Дет. лит., 1988.
  6. Энциклопедический словарь юного земледельца. М.: Педагогика, 1983

 

 Х о д     з а н я т и я

 

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

Ребята. Все вы знаете, какое большое значение имеют растения для жизни и здоровья человека. Испокон веков человек связан с природой неразрывными узами, его окружает богатый и разнообразный мир растений, дающий ему пищу, одежду, кров. За долгий период человеческой цивилизации из числа наиболее полезных для него растений образовалась группа так называемых культурных растений. Многие из них являются жизненно необходимыми для людей, они сопутствуют нам в повседневной жизни, и поэтому кажутся нам совсем обычными. Мы порой не задумываемся, откуда родом капуста или огурец и как давно они возделываются человеком. Оказывается, что родина многих культурных растений находится далеко за пределами нашей страны. История их переселения связана с интереснейшими историческими событиями, сухопутными и морскими путешествиями. Откуда же появились культурные овощные растения, всегда ли они были такими, какими мы их знаем теперь? Об этом и многом другом мы узнаем на нашем сегодняшнем занятии.

Тема нашего занятия: «Овощные культурные растения».

На огородах, учебно-опытных участках выращивается более 120 видов овощных культур. Убедиться в многообразии овощных культур вам поможет фрагмент видеофильма с областной выставки «Юннат».  (Просмотр фрагмента видеофильма – 4 мин.)

 Для правильного выращивания овощей, получения хороших урожаев, необходимо учитывать экологические факторы.

Какие вы знаете экологические факторы? (Свет, тепло, влага, почвы)

 Оказывается, почти все хорошо нам известные  овощи – питомцы далеких стран.

Чтобы убедить вас в этом группа учащихся подготовила творческое задание «Дело было в огороде».

Посмотрим театрализованное представление.  (Действующие лица: скворец, картошка, помидор, лучок-старичок, капуста.)

Скворец:

Я, скворец молодец, лучший песенник-певец.

Я полсвета облетел, в огород к вам залетел.

Эй вы, редька и лучок, свекла, репка, кабачок,

Лежебоки – домоседы, иль не рады вы соседу?

Вам на грядке все б сидеть, снизу вверх на мир глядеть!

Посмотрите на меня, облетел я все моря!

Был в Японии, Китае, был в далекой жаркой Африке!

 

Картошка:

Не хвались, скворец, немеренно,

А  вот был ли ты в Южной Америке?

 

Скворец:

Нет, туда не залетал …..

 

Картошка:

Что ж, ты много потерял.

 

Скворец:

Где бескрайний океан и не видно берега,

Там и родина твоя Южная Америка?

 

Картошка:

Это родина моя!

Вот послушай про меня.

Прошло уже полтысячи лет,

Как появилась я на свет,

Привезли меня в Испанию из Америки на корабле!

Есть сырою захотели, только много не наели!

А сварили – похвалили: «Очень вкусно», - говорили.

 

Скворец:

Расскажи-ка нам тогда, как попала ты сюда?

 

Картошка:

В любой стране, как всем известно,

Нашлось картошке лучшее место!

В далекую старину угодила я к вам в страну!

Неказиста, шишковата, а приду на стол, тогда,

Скажут взрослые, ребята: «Ну рассыпчата, вкусна!»

 

Скворец:

Теперь в народе знают все: картошка – это второй хлеб!

 

Помидор:

Ну, что расхвасталась ты тут?

Скажи-ка лучше, скворушка, а как меня зовут?

 

Скворец:

Самый важный здесь сеньор, знаю я, ты – помидор!

 

Помидор:

Из-за моря-океана к вам привез меня фрегат,

Имя дали мне индейцы: «Большая ягода, томат».

Дали итальянцы титул мне: «Сеньор», «Золотое яблоко»

Значит помидор!

 

Скворец:

По свету много ты скитался, а как в России оказался?

 

Помидор:

Привез меня из Франции сюда один купец,

Привез совсем не для еды, в сад посадил для красоты

Один смельчак в конце концов, отведал и моих плодов,

И с той поры, как повелось, я на столе желанный гость!

 

Скворец:

Что за странный старикашка, сто рубашек на распашку,

Такого жителя я вроде, у вас не видел в огороде!

 

Лучок-старичок:

Я знаменитый старичок, а зовут меня лучок!

Среди собратьев овощей, я всех старше и мудрей!

 

Скворец:

Расскажи скорей, откуда к нам пришло такое чудо!

 

Лучок-старичок:

Среди царей и фараонов знакомство в Африке водил

Не раз я с воинами в битвах переплывал великий Нил.

Что б сильным быть и победить врагов, кормили мною воинов-рабов.

Во мне витаминов целые груды, от насморка вылечу я и простуды,

А родина моя Азия.

 

Капуста:

Я тоже лекарь хоть куда, лети-ка скворушка сюда.

 

Скворец:

Откуда ты знаешь, как надо лечить?

Ты целыми днями на грядке сидишь.

 

Капуста:

Я приехала когда-то, к вам сюда издалека.

Римляне меня назвали: «Капут», что значит «Голова»!

А здесь, в России, по-русски меня назвали: капуста!

С давних пор меня любили, когда сажали, говорили:

«Не будь голенаста, будь пузаста!

Не будь стара, будь молода!

Не будь мала, будь велика!»

 

(В разговор вступает картошка)

Картошка:

Ну какие же мы домоседы?

Мы объехали больше полсвета!

Собрались здесь в России, на грядке,

Уродились добрые, сладкие!

 

Скворец:

Выросли вы все на диво!

Всем пожалуй расскажу,

Что теперь я с овощами

Доброй дружбой дорожу.

 

Ну, что ребята, помогло нам театрализованное представление узнать, где расположена родина некоторых овощных растений?

Оказывается, что у растений, как и у людей, есть родина. Родина картофеля и помидора – Южная Америка, лука – Азия.

Действительно, мы убедились, что овощи питомцы далеких стран, где климатические условия и экологические факторы отличаются от наших. Для того чтобы узнать, какие условия необходимы для выращивания овощей, мы познакомимся с центрами происхождения основных овощных растений.

Центры происхождения культурных растений выделил русский ученый Николай Иванович Вавилов в 1926 году. Н. И. Вавилов (1887-1943гг) прожил всего 56 лет, но сделанного им в науке хватило бы на несколько жизней. Он был селекционером, растениеводом, географом, генетиком, директором Всесоюзного института растениеводства. При участии и под руководством Н. И. Вавилова, снаряжались многочисленные экспедиции по всем обитаемым континентам. Собранные материалы дали возможность создать богатейшую коллекцию культурных растений и их дикорастущих предков, которая хранится во Всесоюзном институте растениеводства в Петербурге. Эта коллекция была сохранена в годы ВОВ в блокадном Ленинграде. Люди умирали от голода, но не тронули ни одного зёрнышка из коллекции. Н. И. Вавилов выделил 8 центров происхождения культурных растений.

  • Средиземноморский
  • Центральноамериканский
  • Южноамериканский
  • Абиссинский
  • Переднеазиатский
  • Среднеазиатский
  • Индийский
  • Восточноазиатский

Узнавая родину того или иного овощного растения, мы одновременно будем знакомиться с ее природой. Процесс познания естественных условий произрастания овощных растений поможет нам при их выращивании. Чтобы узнать условия жизни предков овощных культур, я вам предлагаю отправиться в кругосветное путешествие. Это путешествие необыкновенное, оно будет мысленным и в то же время конкретным, так как растения, которые мы будем изучать во время путешествия, мы можем увидеть в нашем кабинете. Отправимся мы в путешествие вот на этом корабле.

А, что необходимо путешественнику в дороге? (карта, блокнот, карандаш). Проверяем наличие необходимого снаряжения.

Перед вами схематическая карта мира, клей, наборы контуров овощей, карандаши. По мере знакомства с центрами происхождения культурных овощных растений, вы будете наклеивать на контурные карты контуры овощей соответствующих центру. Я буду выполнять эту работу на схематической карте вместе с вами.

Начнем путешествие в Средиземноморский центр. (звучит  музыка – море, шторм, прибой)

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах

И знакомая земля вот уж издали видна.

Средиземноморский центр занимает южную часть Зарубежной Европы. (Записываем название центра на карте).

В Средиземноморье жаркое и сухое лето, теплая, влажная зима. Многие овощные культуры родом из Средиземноморья. Мы познакомимся с четырьмя из них. Что же это за овощи?

С давних времен около 2 тыс. лет назад до нашей эры на берегах Средиземного моря росли однолетние и многолетние растения свеклы. Сначала была популярна желтая овощная свекла, постепенно ее вытеснила красная свекла, в корнеплодах которой много красящего вещества – бетаина, придающего красную окраску. Корень свеклы был тонким, сильно разветвленным и деревянистым. Долго трудились многие поколения людей, прежде чем появился корнеплодный овощ – столовая свекла. В России свёклу выращивают с X – XI века.

(Наклеиваем контур свеклы на карту).

Что же представляет собой этот овощ сегодня? Свекла – сравнительно холодостойкое растение. Наиболее быстро она растет при температуре 15-200. Она не любит тени. При недостаточном освещении резко снижает урожайность. Влага необходима свекле во все периоды роста.

Следующее растение вы узнаете, отгадав загадку:

«С листьями, а не книжка, кругла, а не пышка,

С водой, а не болото, скрипит, а не ворота?» (капуста)

(Наклеиваем  капусту на контурные карты)

Когда, мы произносим слово капуста, то имеем ввиду привычные для нас круглые, тугие кочаны с хрустящими, бело-зелеными листьями. А ведь есть и другие виды капусты. Эта капуста с мелкими с грецкий орех кочанчиками, усыпавшими мясистый стебель – брюссельская. Капуста кольраби напоминает большую репу. А есть еще цветная, саввойская, краснокочанная, листовая капуста.

Внешне все они разные, но предок у них один – дикая капуста, которая и сейчас встречается по побережью Средиземного моря. Это небольшое многолетнее растение с прикорневой розеткой листьев. Кочана дикая капуста не образует.

Белокочанная капуста народная любимица. Она так прочно вошла в русский быт, что трудно поверить, что наш исконный овощ – иностранка. На Руси ее выращивают не одно столетие. На территории нашей страны капуста появилась в VII-V веках до н.э.

Капуста холодостойка и плохо переносит жару. Рассада ее переносит заморозки до –30, а взрослое растение до –50. Она требовательна к влажности почвы и воздуха.

Из Средиземноморского центра произошла не только свекла и капуста, но и всем  нам известная морковь. (Наклеиваем морковь на контурную карту)

Морковь известна более 4 тыс. лет. Древние греки считали ее священной. В 8 веке она была почетным блюдом при дворе императора Карла Великого. Вплоть до 16 века морковь считали деликатесом, и лишь в 17 веке европейцы стали выращивать ее повсеместно. На Руси морковь знали в глубокой древности. Ее выращивали повсеместно и очень любили. У дикой моркови деревянистый и тощий корень, который глубоко уходит в почву. Встречается она на сухих и открытых местах по краям дорог, отзывчива на улучшение питания и ухода. Поэтому у растений, выращенных из семян дикой моркови, на удобренной почве корень делается все более нежным, мясистым, сочным. Это позволило при применении высокой агротехники и отбора лучших корнеплодов вывести большое разнообразие сортов культурной моркови, которые успешно выращиваются теперь на территории многих стран.

Морковь холодостойкое растение. Переносит небольшие заморозки. Требовательна к плодородию почв.

Побережье Средиземного моря является так же «колыбелью травок к пище приправок» укроп, петрушка, сельдерей.

Все они холодостойки, светолюбивы, требовательны к влажности почв. В древности они считались украшением жилищ, а затем как лекарство от многих болезней.

Итак,  с каким центром происхождения культурных растений мы познакомились? (Средиземноморским)

Родиной каких овощных растений он является? (капуста, корнеплоды, зеленые растения).

К какой группе можно отнести все эти растения: теплолюбивые или холодостойкие? (холодостойкие)

А теперь наше путешествие мы будем совершать по следам великого мореплавателя Христофора Колумба. (отрывок из книги «Вокруг света по стране Легумии» стр.56 с музыкальным сопровождением)

3 августа 1492 года в Индии из Испании отплыли три парусных судна – каравеллы, которые вёл адмирал море-океана Христофор Колумб. Два месяца плыли каравеллы по Атлантическому океану, но Земля не показывалась. Матросы взбунтовались. Они дали адмиралу три дня срока: если за это время не покажется берег, корабли должны вернуться домой. И они бы вернулись, если бы над морем не закружилась птичья стая, если бы ни ветка, плывущая по волнам. Птицы в океане гнёзд не вьют, деревья в море не растут. Значит, берег близко. Ропот по палубе затих. Все ждали. И в ночь на 12 октября 1492 года раздался крик матроса: «Я вижу Землю! Земля!». Через пять месяцев каравеллы вернулись в Испанию. Колумб привёз мешок с перцем и другие диковинный овощи, невиданные в Испании в те времена. Испания ликовала. Морской путь в страну пряностей – Индию – открыт. И никто не заметил, да и не мог в ту пору заметить ошибки. Плыл Колумб в Индию, а открыл Америку. Плыл за тропической лианой – чёрным перцем, а привёз красный перец. И страна была не та, и перец не тот. Так красный перец появился в Европе.

Пункт, к которому причалил наш корабль – Центральноамериканский центр происхождения культурных растений.

(Записываем названия центра на карту и наклеиваем контуры перца). Климат данной территории тропический, влажный и жаркий. Средняя температура января - +18 0с, средняя температура июля - +260С.

Перец очень любит тепло, заморозков не переносит. Оптимальная температура для развития растений 18-250с. Растения перца засухоустойчивы, но отзывчивы на поливы, требовательны к хорошему солнечному освещению, плодородию почвы.

О следующем растении, родина которого Центральная Америка, вы узнаете, отгадав загадку:

Встали вряд богатыри,

Верно службу служат,

Голова у них внутри,

Борода – снаружи – что это?  (кукуруза)

Более 450 лет назад, когда моряки Христофора Колумба вступили на неведомый для них остров, они сразу же столкнулись с «чудом». От берега вглубь острова тянулись ряды удивительных растений высотой в несколько метров с мощными стеблями, на которых красовались большие жёлтые початки с массой зёрен. Эти растения занимали огромные площади. Один испанец писал о кукурузе: «На полях росли какие-то странные растения высотой больше метра. Казалось, что они из чистого золота, а их листья из серебра». Моряки срывали початки, прятали в потайные места на корабле. Конечно, зёрна эти оказались не из золота. Но они оказались драгоценными, когда люди поняли, как много может принести им кукуруза. Сейчас просто трудно представить наши  поля без кукурузы, переселившейся к нам из Центральной Америки около 500 лет назад.

Кукуруза требовательна к теплу, хорошо развивается при температуре от 19-300с. Решающее значение для получения высоких урожаев имеет оптимальное сочетание экологических факторов: вода, тепло, яркое солнечное освещение.

Мы познакомимся с ещё одним овощным растением из Центральноамериканского центра.

У этого овоща самые крупные плоды (до 100 кг). Он имеет самый большой срок хранения.Плоды этого овоща могут быть ведром, бочкой. Что за растение?

(тыква) (Наклеиваем контуры тыквы на карту)

Тыква была известна древним земледельцам 7000 лет тому назад. Это теплолюбивое растение. Оптимальная температура для прорастания семян 25-28 0с. Отрицательно реагирует тыква на затенение, снижая урожаи вдвое. Молодые растения чувствительны даже к небольшим весенним заморозкам. Тыква требовательна к влаге. В России тыкву выращивают с XVI века.

Мы познакомились с Центральноамериканским центром происхождения овощных растений.

Ребята, какие экологические факторы необходимо учитывать при выращивании этих овощей в наших природных условиях? (тепло, влажность, свет). Все три растения теплолюбивы.

 

Следующий центр происхождения растений, который мы с вами посетим – Южноамериканский.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

Вот чудесная земля удивит нас, чем она?

(Звучит музыка – море, шторм, прибой)   

Климат этой территории жаркий и сухой. Ребята, Южная Америка является родиной сочных пунцовых помидоров. Было время, когда помидоры выращивали, как декоративные растения. Красивые плоды долго не решались употреблять в пищу, считая их ядовитыми. В 30-х годах 19 века помидоры были ввезены в нашу страну, однако должное распространение получили только во времена установления прочной Советской власти. За сравнительно короткий срок учёные и передовые практики-овощеводы вывели большое количество новых сортов, приспособленных к выращиванию их в разнообразных климатических и почвенных условиях нашей родины. В научных книгах помидор называется томатом. Это его индейское имя. Вы пьёте томатный сок, твоя мама покупает в магазине томатную пасту. Почему же обычно томаты называют помидорами? У первых привезённых из Америки томатов плоды были жёлтого цвета и мелкие. На солнце они светились, как золото. Итальянцы ахнули: «Помодоро!». «Помо» - по-итальянски яблоко, «доро» - золото. Так в быту и осталось за этим овощем данное ему «золотое» имя. В Европу был он был завезён в XVI веке. На территории нашей страны возделывается с XVIII века.

(Приклеиваем контуры помидора на карту)

Оптимальная температура для роста и развития томата 20-25 0с. Заморозков не переносит. Это светолюбивое  растение. При слабом освещении растения вытягиваются, ухудшается вкус плодов. Помидор засухоустойчив.

Следующее овощное растение имеет несколько названий: «Потапо», «Аардантель», «Тартуфель» - что за растение? (Картофель)

Ребята! Что вы знаете об истории появления картофеля в России?

(сообщение юнната)

Несмотря на необыкновенную популярность картофеля, лишь немногие знают, что история переселения его в Европу и в Россию богата разнообразными событиями. Растению этому поклонялись, и, его же ненавидели. Цветами картофеля украшали знаменитые королевские дворцы и это же растение скармливали домашним животным. В Европе о картофеле впервые узнали около 400 лет назад. Вопрос о том кто первым привез картофель, как пищевую культуру испанцы или англичане еще дискутируется. Слух о чудесных клубнях, разнесся тогда по Европе, но не везде новинка пришлась по вкусу. Кое где пытались есть клубни сырыми или еще хуже – пробовали есть ядовитые зеленые плоды, после чего ни за что не хотели сажать это растение. В Россию картофель был завезен при Петре Первом, но заморского гостя тоже встретили в штыки. Начались картофельные бунты, которые жестоко подавлялись. Словом немало трудностей преодолели в России скромные, невинные клубни, прежде чем завоевали всеобщее признание. Сейчас картофель у нас по праву называют вторым хлебом. Наша страна занимает первое место в мире по производству картофеля. Температура для роста и развития картофеля 16 – 22 0с. В фазу цветения и клубнеобразования требователен к влаге, плодородию почв.

(Наклеиваем контур картофеля на карту)

 

Наше путешествие продолжается. Из Южной Америки мы направляемся в Африку.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

Вот чудесная земля угостит нас, чем она?

(Звучит музыка – море, шторм, прибой)   

В Южной Африке на территории пустыни Калахари расположена родина арбуза, а в Северной Африке в Абиссинском центре родина пшеницы. «Калахари» обозначает «мучимая жаждой». Средняя температура января +360, средняя температура июля +240. В центральных и южных частях этой пустыни нет ни рек, ни ручьев. Утолить жажду мог только дикорастущий арбуз.

(Наклеиваем арбуз на карту)

Дикорастущий арбуз стал в Калахари проводником караванов. Там, где встречались его заросли, обычно и пролегал путь. Иначе караваны не могли бы пересечь безводную пустыню. Арбуз поил людей и зверей. В  Западную Европу это растение было завезено в 16-17 веках рыцарями-крестоносцами. В Россию вплоть до 17 века арбузы привозили из-за границы как заморское лакомство. Сырыми их тогда не ели, а долго вымачивали и варили с пряностями. Первые арбузы были посеяны в России в 1660 году по царскому указу. Лишь в 19 веке арбуз окончательно прижился в России.

Арбуз теплолюбивое растение. Оптимальная температура для появления всходов +250. Арбуз засухоустойчив, однако отзывчив на поливы. Это светолюбивая культура, плохо переносит затенение.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

Вот чудесная земля, что подарит нам она?     

(Звучит музыка – море, шторм, прибой)   

Из Африки мы прибыли в Переднеазиатский центр происхождения культурных растений. Климат на его территории сухой и жаркий в течение большей части года.

(Записываем название центра на карте)

Этот центр является родиной овощного растения дыни. История дыни уходит в глубь веков. Арабы утверждают, что дыня – плод райских садов и доставил ее на землю один из жителей рая, совершив этим самым страшное преступление перед богом. Дыня так много значила в хозяйстве людей, что ее называли даром небес, а трещины на поверхности плода, священными письмами. В Россию дыня попала в 12-13 веках. В начале 16 века царские стрельцы, специально посланные в южные края для сбора семян редких растений, доставили семена дыни в Москву, но из-за сурового климата она стала парниковой и оранжерейной культурой. 

(Наклеиваем контур дыни на карту)

Теперь мы оставим наш корабль и пересядем на «корабль пустыни» верблюда, чтобы совершить путешествие в Среднеазиатский центр происхождения культурных растений. Климат данной территории характеризуется повышенной засушливостью. Средняя температура июля поднимается до + 300, средняя температура января колеблется от 0 до +100.

(Записываем на карте)

Этот центр является родиной гороха. В народе говорят: «Да когда это было? При царе горохе!» - это означает давным-давно. Всего 300 лет прошло, как появились в Европе картофель, тыква, томат, тогда как уже 2000 лет европейцы сеют горох. В русской сказке старик лез на небо по гороховому стеблю. В наше время горох сам очутился в небе, но уже не в сказке, а в жизни: космонавты взяли его с собой в полет. Сегодня многие любят  вкусный консервированный зеленый горошек. В старину консервов не знали. Чаще всего хозяйки варили из гороха супы и каши. Правда, были ребятам от гороха и огорчения. В старину в сельской школе ленивого ученика наказывали горохом. Лентяй должен был простоять на коленях, в углу, на мешке с сухими горошинами весь урок.

(Приклеиваем горох на контурную карту)

Следующее овощное растение вы узнаете, отгадав загадку.

Не морковь я, нет, я злюка!

Стоит вам отведать …..

Слезы потекут рекой

Я на грядке самый злой. (лук)

Почему лук назвали луком? Вылезая из земли, петелька его ростка изгибается как тетива лука. Лук известен более 4 тыс. лет. Первыми узнали вкус дикого лука пастухи и охотники на горных лугах. То, что лук горец, доказывают его корешки. В горах слой земли неглубок, и корешки у лука короткие, слабые, зато их множество. На Руси лук стали возделывать в 12-13 веке.

(Наклеиваем лук на контурную карту)

Лук холодостойкое растение. Оптимальная температура для нормального роста растений 15-200. Это светолюбивое растение. В период нарастания листьев он очень требователен к влажности почвы.

Теперь вернемся на наш морской корабль и  продолжим наше удивительное путешествие.

 

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

Вот чудесная земля, что готовит нам она?

(Звучит музыка – море, шторм, прибой)   

Перед нами Индийский центр происхождения культурных растений. Климат в нем теплый и влажный большую часть года.

Индийский центр является родиной всем нам хорошо известного овощного растения огурца. Все вы ребята любите сочные, хрустящие, ароматные. Оказывается, окаменевшие огурцы были обнаружены при раскопках Египетских гробниц, т.е. они были известны за 2 тыс. лет до нашей эры. Первые печатные сведения о культуре огурца в нашей стране относятся к началу 16 века. Русский климат оказался для «индийского гостя» слишком суровым. Сколько нужно было труда, выдумки, терпения, находчивости, чтобы сделать тропическое растение одним из распространенных и любимых овощей.

(Наклеиваем огурец на контурную карту)

Огурец теплолюбивое растение. Оптимальная температура для нормального роста и развития 22-240, в период созревания плодов требователен к влажности почвы.

Следующее овощное растение, родина которого Индийский центр вы узнаете, отгадав загадку.

Горька, да не рябина,

Черна, да не черника.

Растет не в лесу, а на огороде

И не помещается во рту.  (Баклажан)

В давние времена баклажаны были настолько горькими, что никто их не ел. Мы уже знаем, какие перемены произошли с горьким перцем. Тоже случилось и с баклажаном. С годами горечь уменьшилась, но баклажан сохранил свой острый вкус. За что его очень любят японцы и собирают по два урожая в год. В России баклажаны широко расселились на юге, где их ласково называют синенькими. Плоды баклажана могут быть самой причудливой формы. Как уроженец тропиков, баклажан предъявляет высокие требования к теплу и влаге. Лучшая температура для его роста и развития 25-300. В нашей стране его выращивают рассадой.

(Наклеиваем баклажан на контурную карту)

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

Вот чудесная земля, чем накормит нас она?

(Звучит музыка – море, шторм, прибой)   

Продолжив наше путешествие, мы попадаем в Восточноазиатский центр происхождения культурных растений. Для него характерно теплое влажное лето и прохладная сухая зима.

(Наносим Восточноазиатский центр на карту)

Чтобы узнать о каком растении пойдет речь, отгадаем загадку.

Желтые горошины – просто загляденье

Молоко и шоколад – просто объедение. (соя)

(Наклеиваем сою на карту)

В древнем семействе бобовых по возрасту старше всех соя. Ее выращивали в Китае 7 тыс. лет назад. Из ее семян можно получить муку, соевое молоко, масло, творог, сыр. Хороши соевые соусы и конфеты. Сою называют растительным мясом. Ценность сои заключается в большом содержании белка.

На этом наше удивительное путешествие закончилось. Сегодня очень просто сварить борщ или щи, приготовить салат, но чтобы это стало так просто, сколько открытий сделано, сколько труда потрачено, сколько веков прошло. Сегодня на занятии мы познакомились с центрами происхождения культурных растений, узнали, что культурные  овощные растения произошли от диких форм в результате их коренных изменений под влиянием деятельности человека. С накоплением агрономических знаний, а в дальнейшем с развитием селекции, воздействие человека на растение возросло. Человек настолько изменил некоторые растения, что культурные формы стали отличаться от своих диких сородичей не только по урожайности, но и по физиолого- морфологическим признакам.

 

  1. Вопросы для закрепления материала.
  •  Кто выделил центры происхождения культурных растений?

(Н. И. Вавилов)

  • С какими центрами происхождения культурных растений мы познакомились?

(Средиземноморский, Центрально Американский, Южно Американский, Абиссинский, Переднеазиатский, Среднеазиатский, Индийский, Восточноазиатский).

  • В чем особенности культурных растений и чем они отличаются от своего дикого предка?

(У культурного овощного растения развиты органы, которые нужны человеку: гигантская верхушечная почка – кочан капусты, крупные малосеменные плоды томатов.)

  • Какие экологические факторы необходимо учитывать при выращивании овощей?

(свет, тепло, влагу)

 

Задание для закрепления на карточках

Распределить перечисленные растения по центрам происхождения: дыня, тыква, помидор, морковь, горох, баклажан.

Прочтите слово, которое получилось у вас из выделенных букв, если их прочитать сверху вниз.(РОДИНА)

Центр происхождения
Средиземноморский
Среднеазиатский
Переднеазиатский
Южноамериканский
Индийский
Центральноамериканский
Название растения
 
 
 
 
 
 

 

Закончить наше занятие мне хочется словами знаменитого американского естествоиспытателя и селекционера Лютера Бербанка

«Не надо забывать, что наши современные овощные растения были в свое время дикими и что в диких растениях мы должны видеть бесчисленные овощи будущего».

Перенесение дикорастущих растений на огородную грядку – увлекательная и нужная работа. Этим занимаются многие научные исследовательские учреждения нашей страны. Попробовать свои силы в этом интересном деле можете и вы ребята. Это позволит вам лучше узнать природу родного края, глубже познать мир растений. А вы, в свою очередь, поможете освоить растительные богатства нашей Родины, и, может быть, дадите овощеводству новые огородные культуры.

г. Ростов-на-Дону продается комната 6м2 - 680 000р

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика