Печать
Категория: Малая академия наук
Просмотров: 206

 

Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

Федеральная подпрограмма «Одаренные дети» указывает на необходимость дальнейшего обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей. Данная подпрограмма нацеливает на выявление одаренности с раннего возраста, оказание адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработку индивидуальных образовательных маршрутов с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, а также на формирование личностного и профессионального самоопределения.

Таким образом, одним из приоритетных направлений образовательной политики является социально-педагогическая поддержка и развитие одарённых детей и молодёжи, как бесценного достояния и основного интеллектуального и творческого потенциала страны.

В этой связи ведется активная работа по разработке теоретических основ и практических мероприятий по работе с одаренными детьми, что предусматривает среди прочих мероприятий работу с интеллектуально одаренными детьми в рамках Малой академии наук (МАН) и развитие учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

В концепции развития системы работы с одаренными детьми в подчеркивается, что в настоящее время образование должно стать не только инструментом тиражирования информации по отдельным предметам, но и включать в процесс образования самое главное – освоение учащимися методов и методологии получения знаний. Акцент в этой связи переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. А для этого, в свою очередь нужно найти дополнительные формы образовательной деятельности, в которых интеллектуально одаренные дети могли бы принять участие на основе интереса к тому или иному направлению.

Одной из таких форм является исследовательская деятельность обучающихся в рамках малой академии наук, объединяющего школьные научные общества (научные общества учащихся – НОУ). В контексте концепции развития системы работы с одаренными детьми мы можем рассматривать малую академию наук, как особое культурное пространство самостоятельного диалога наук и культур, как особую область, где объективные задачи образования соединены с личностными.

Организация исследовательской деятельности интеллектуально одаренных детей в рамках малой академии наук имеет ряд аспектов характерных для системы дополнительного образования:

  1. гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;
  2. наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции;
  3. направленность на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и творческих способностей.

Деятельность малой академии наук и входящих в ее состав школьных научных обществ связана не просто с удовлетворением потребностей учащихся в дополнительном образовании, а с возможностью образовательных учреждений комплексно охватить каждого учащегося в соответствии с его талантами и желаниями. Только при таком условии можно адекватно отслеживать и корректировать личностный рост учащихся, направленность интересов и будущий профессиональный выбор. Таким образом, помимо познавательного, развивающего значения, самостоятельная исследовательская деятельность в рамках школьного научного общества имеет и еще одно немаловажное значение - социально-психологическую адаптацию личности учащегося, преодоление некомфортности одаренного ребенка, формирование успешности, подготовку к самостоятельной жизнедеятельности в современных социально-экономических условиях.

Таким образом, работа с интеллектуально одаренными детьми в рамках школьных научных обществ, их обучение умениям и навыкам исследовательского поиска, на данном этапе становится одной из важнейших задач системы образования, которая должна решаться на основе интеграции усилий учреждений общего и дополнительного образования.